Viber/WhatsApp/Telegram/Messenger +919593054719

Comments

Май 1, 2014
Татопани, Джомсом и Муктинатх

Напомним немного из прошлого..

Наш двухколесный корабль с утра отправился из Покхары в направлении к Муктинату. 2 последних дня непогоды в Покхаре сыграли нам на руку и один день мы ходили по магазинам и закупались одеждой, а второй день провели в изучении отчетов о походах по этим местностям, причин и симптомов горной болезни и способов не умереть в снегах Непала от снежных людей. 🙂

По утру мы спакопали все в один рюкзак, остальное отдали в отеле на хранение и умчали по дороге ведущей к горным снежным хребтам, что красовались над городом.

Мы неслись по отличной дороге и цифра в чуть меньше 200 км до Муктината казалась ничтожно маленькой… Но через километров 30 асфальт закончился, скорость передвижения упала до 15-20 км/ч и надежды достичь снежных вершин «уже сегодня» пропали.

Первую остановку на ночь мы сделали в деревушке Татопани. Деревня находится в ущелье. Впереди ущелья восстает острый снежный пик горы Нилигири, снизу шумит река и рядом с рекой, прямо из горы, вытекает горячая вода. Этакий привет из преисподни, сливки из котлов Ямараджа или по земному — горячие источники.

Местные сколотили 2 бассейна и берут за вход 100 руп (1$). Мы заселились в первый и ближайший к источникам отель за 200 рупий/ночь. Хотелось лопать очень и перед тем, как сварят нас, зашли поесть вареного уже в приотельный ресторан (тут даже 2 стула, стол и еда с сарая рядом так громко называется :). Отлопавши дорогой пищей, вечер провели под звездным небом в ванночках. Ну и когда кожа на пальцах пошла гармошкой мы отчалили ко сну.

С утра отлопав чая с мюсли батончиками, как мы называли их после «заряженный батоний», и посидев в ваннах до рассвета, поехали дальше.

Отличное место Татопани… Растут мандарины на деревьях, чистый воздух, тишина в голове… Лучшее время тут это рассвет и закат в ванночках под открытым небом. 😉

А дальше нас ждала чудная дорога от Татопани и до Гхасы. Эти 30 км были невероятно сложными по преодолению. И за эти 2 часа все тело и психика устали, как от 3-х дней 10-часовой езды. Иногда я представлял себя бульдозером, который первым прокладывает путь к забытым странам. Дорога иногда превращалась в реку, просто кучи камней или же приходилось на высоком обрыве разьезжаться с автобусом. Это самая убитая дорога, по которой я ездил в своей жизни… Помню, что через час езды по ней, я ловил себя на мысли, что лучше может вернуться, но какой в этом был толк, если половину пути уже проехали? А про обратную дорогу, которую нам предстояло преодолеть через 10-15 дней ум просто отказывался думать.. Но после 2 часов езды с препятствиями она становится обычной сельской дорогой, по которой ехать становится наслаждением. 🙂

Джомсом — центр цивилизации в районе Анапурны

Добравшись до Джомсома (высота 2800м), мы надеялись, что это некий центр цивилизации в горах с хотябы одним магазином с фруктами, но оказалось это небольшой деревушкой с аэропортом и военной частью. Слопав по пресной булке в German Backery, наверняка ее испекли 2 года назад, мы помчали дальше, так как симптомов горной болезни не наблюдалось.

После Джомсома, проехав по узкому пешеходному мосту, вам нужно перебраться на другую сторону устья реки Кали Гандаки, что мы и сделали после часа езды по устью в поисках дороги. Далее была деревушка Кагбени, мы к ней вернемся на обратном пути, и потом дорога уходит резко вверх и мы набираем еще 1000м и попадаем в деревню Муктинатх.

Муктинатх

По окраинам дороги иногда лежит снег и дует прохладный ветер. Температура днем на этой высоте (3800), в конце марта — начале апреля, около 15-20 градусов. С заходом солнца она резко начинает падать и опускается до 0 — минус 5.

Прокатившись по всей деревушке, которая стоит вдоль одной дороги, мы доехали до популярного среди европейцев отеля Боб Марли, но прочитав ранее, что там дорогая еда, вернулись немного назад и осели в Serene Guest House. На перевале лежал снег и посетителей было немного, а точнее мы одни на здоровый отель. Комната стоила 500 рупий, но пообещав, что мы будем питаться у них в ресторане цена упала до 100 рупий.

Обычно мы любили маленькие отели или местные сьестные, но в горах лучше селиться в большие отели и вот почему… Мы пользовались всеми благами цивилизации… Горячая вода с 10:00 и до 22:00… да это солнечные системы, но она нагревалась даже когда солнца небыло и не остывала даже через несколько часов после заката, когда снаружи реально был мороз. Как это работает я так и не догадался. Отличная пища и милые хозяева.. они учли все наши предпочтения в еде и это был вообщем самый лучший отель на нашем горном пути. В нем мы провели 3 ночи.

Муктинатх считается одним из самых святых мест на земле среди вайшнавов благодаря его храму Вишну. Говорится, что Брахма предлагал тут лампадку Вишну и этот огонь горит в храме до сих пор. Главный священник храма это коренастая женщина — буддист. Суровое лицо, но добрая внутри как оказалось.. 😉 В храме по Божеству Вишну бывает, проползают крысы, из под одежды вылетают голуби. Изотерика полная вообщем, но ту силу, с которой это Божество влияет на вас, захватывает и погружает, я могу лишь сравнить с Баладжи из Тирупати.

Вокруг храма 108 святых источников спадают в виде маленьких водопадов и так же есть 2 кунды, в которых паломники оставляют свои грехи (или здоровье ;), если совершат в них омовение.

Тут в Муктинате чувствовалась высота. Пройдя 100-150 метров по ступеням приходилось останавливаться отдышаться, сердце стучало чуть быстрее обычного. Может быть потому, что мы заехали на высоту, а не зашли пешком — горная болезнь нас не зацепила. Через 2 дня аклиматизации в Муктинате, днем мы двинули ближе к перевалу на проверку, но спускавшиеся по 2-3 человека европейцы твердили, что нереально будет с этой стороны подняться на перевал (5416м.). Проблема была даже не в наборе высоты, а в снеге, который начинался на 4500м и лежал метровым слоем. Поэтому, мы отбросили этот героический подвиг на когда-нибудь и на следующий день умчали к реке Кали-Гандаки в деревню Кагбени. Это была последняя деревня на границе нижнего и верхнего Мустанга.

Деревня Кагбени

Тут открывается отличный вид на гору Нилигири и мы выбрали отель с окном на эту гору (Niligiri view). Отель отличный оказался, но ресторан в нем реально оказался жлобский. Слопав там адски маленькую порцию макарон за 350 руп пришлось игнорировать хозяйку, которая обижалась на нас, но а мы прохлаждались в ресторане Yac Donalds, что неподалеку. Что уж поделать, тут русский дух восстает и не дает себя дурить. Подробнее страшилки про Непал написаны тут 😉

2 дня в Кагбени мы смотрели на горы, ходили в верхний Мустанг по реке ну и искали красоту и спокойствие. 🙂

На утро 3 дня умчали обратно в Татопани, отогрелись в источниках и потом обратно в Покхару, где нас встретила уже жара.

PS. По пути из Джомсома в Татопани была деревушка с отличным сосновым лесом и отелем Pine Forest. Этот каменный комплекс стоит прямо на дороге. Оказалось это государственный отель и в нем проходят практику студенты из ближайшей школы туризма. Это супер место в плане остановиться на ночь или перекусить. Ощущаешь себя в советском детском лагере в сосновом лесу. Тут нет прессинга насчет пищи и все вежливые, так как учатся. В меню так и написано. «Вы часть обучающего процесса и мы рады, что вы в нашей команде» 😉

И еще немного фото с этого района чуть ниже, а у нас впереди неожиданная поездка в национальный парк Непала «Читван». Там было слоновое сафари, охота на джипе с телефоном на носорога и всякое такое.. 😉

А вот еще интересное:

One response on “Татопани, Джомсом и Муктинатх

1. shu:

Поездка в те места — это как путешествие на высшие планеты 🙂